Тенденции развития бизнес-образования в России

«Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу» 
Синди Харрис, прозаик, журналист XX в.

В последние годы наметилась тенденция появления узкоспециализированных программ МВА. По-прежнему интересно образование, сочетающее в себе обучение в России, а затем продолжение курса обучения в других странах. Как говорят аналитики: «Мир – одна большая деревня», подразумевая под этой фразой размывание границ, в первую очередь, благодаря мировому бизнес-сообществу, быстрому распространению информации по всему миру. Именно грамотное бизнес-образование способствует тому, что вас легко поймут в «любой деревне».

Сколько выпускников МВА выходит в мир бизнеса каждый год, например, в двух крупнейших городах России? Обратимся к статистике. Консалтинговая компания Begin group приводит такие данные: в Москве каждый год получает степень МВА 4,5 тысяч человек, в Санкт-Петербурге – 600. Москва, безусловно, лидирует – в столице больше бизнес-школ разного уровня, именно здесь в свое время появились первые в РФ специализированные программы МВА. Только в Москве учат, к примеру, управлению в компаниях индустрии моды и высшему спортивному менеджменту. Зато Петербург отличается высоким уровнем образования по направлению – консалтинг и менеджмент в сфере науки, а также обучением в западных бизнес-школах: Стокгольмской школе экономике и бельгийской Vlerick Leuven Gent. В ряде московских бизнес-школ также выдается зарубежный диплом (например, в бизнес-школах АНХ – можно получить дипломы американской, французской, немецкой, английской бизнес-школ, но есть нюанс – лишь в рамках совместных программ).

По данным различных социологических опросов, на сегодняшний день, больше всего привлекают в образовании МВА следующие факторы: репутация школы + наличие специализированных программ + возможность получить двойной диплом (российский и западный). Востребованы также различные форматы обучения: модульное обучение, дистанционные курсы, вечернее, дневное, очное, заочное обучение, weekend (3-дневные сессии: пятница, суббота, воскресенье – 1 раз в месяц). Стал проявляться повышенный интерес к ЕМВА, благодаря тому, что руководители высшего звена начали руководствоваться мировым опытом управлениям и новейшими технологиями.

Большой спектр программ бизнес-школ позволяет учиться по разным направлениям: краткосрочные семинары, различные тренинги, курсы переподготовки, курсы повышения квалификации, обучение на степень МВА, второе высшее образование, Executive МВА, специализированные программы. Диплом МВА – один из самых предпочтительных, даже в период кризиса. Разработан Госстандарт РФ основы МВА: это обязательные блоки обучения – базовые дисциплины + научные основы бизнеса + специализация. Именно специализации различаются в каждой бизнес-школе, которые привлекают тех или иных слушателей МВА ориентированностью на какое-либо конкретное направление.

Из тенденций дальнейшего развития бизнес-образования в России, аналитики выделяют следующие: обучение на базовых основных программах МВА, а затем, получение дополнительного образования на различных узкоспециализированных краткосрочных курсах. Будут очень востребованы программы Executive МВА для руководителей высшего звена, владельцев компаний. Из-за кризиса упал интерес к корпоративному образованию, но после его окончания, ожидается всплеск такого обучения. При выборе бизнес-школы особое внимание будет уделяться уровню подготовки. Самыми перспективными будут модульная, дистанционная и заочная форма обучения, в силу занятости на работе обучающихся. Специалистами ожидается появление новых специализированных программ, продиктованных веяниями времени: управление в сфере нано-технологий, космический менеджмент, управление инновациями, управление повышенными рисками в инвестиционной деятельности и т.д. Постепенно, уровень бизнес-образования в России возрастет, равно, как и мотивация самих слушателей МВА.

Особенность современного бизнес-образования в – его гибкости и максимальной приспосабливаемости к реалиям нынешнего общества и бизнеса. Оно учит ориентации в нестандартных ситуациях российского и западного бизнеса. Ничто не стоит на месте, все находится в постоянном развитии и движении, в том числе и бизнес. Тот, кто движется вместе с этими бизнес-процессами, может быстро разобраться в том, что происходит и не только грамотно применить ту или иную бизнес-матрицу, но и создать новую, собственную. И, возможно, в этом и заключается одна из главных целей современного бизнес-образования в России.