О новых трендах бизнес-образования по состоянию на 2013 год

«Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу» 
Синди Харрис, прозаик, журналист XX в.

За последние годы на рынке бизнес-образования произошли серьезные изменения. По данным Begin Group, в бизнес-школах России произошла смена поколений: на программах МВА много студентов в возрасте 30-35 лет, поступают те, кому нет 30. До 2009 года 50% училось за счет компаний. Сергей Мясоедов, президент РАБО, считает, что рынок бизнес-образования не вернулся к докризисному состоянию и большинство учится за свой счет. Если ранее ценился, в первую очередь, сам диплом МВА, который был заветным пропуском во многие двери, нынче наметилась стойкая тенденция – слушатели бизнес-школ ценят, в первую очередь, практические навыки, которые помогут им найти новую работу, попасть в крупные международные корпорации, те деловые связи, которые формируются у них на протяжении всего обучения. Раньше абитуриенты приходили один раз на день открытых дверей в школу и делали свой выбор, то теперь они внимательно изучают сайты всех школ, которые им интересны, встречаются с выпускниками, изучают рейтинги, беседуют с преподавателями. Выбор бизнес-школы стал более осознанным и вдумчивым.

Следующий тренд, на котором стоит остановиться – градация школ. Когда-то одно только слово «бизнес-школа» вызывала у слушателей уважение, теперь же далеко не все школы пользуются популярностью. По-прежнему в чести у студентов: Стокгольмская школа экономики, МШБ Финансового университета, Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ), ИБДА РАНХиГС, Сколково, МИРБИС. А вот другие российские школы бизнеса жалуются на снижение спроса.

Ввиду того, что с начала 2013 года бизнес-школы не могут выдавать государственные дипломы, говоря словами Владимира Година, декана ВШБ ГУУ, школы должны подтверждать свою репутацию получением аккредитаций, как российских, так и международных. Разрабатываемая Национальная система аккредитации бизнес-школ, которая основана на схемах аккредитации международных ассоциаций школ бизнеса, задаст, по мнению экспертов, новую и высокую планку российского бизнес-образования, которой будут соответствовать не все школы.

Особенно востребованными стали те бизнес-школы, которые могут предложить студентам двойной диплом МВА – российский и зарубежный. Компании-работодатели ставят перед топ-менеджерами новые цели, и, в первую очередь, развитие бизнеса по международным направлениям. Маргарита Перепелица, декан Международного Института МШСЭН, полагает, что наметилась новая тенденция – бизнес-школы всего мира стали больше уделять внимания серьезным проблемам современности: этике бизнеса, использованию нематериальных ценностей, увеличению социальной ответственности студентов бизнес-школ.

Стали более востребованы в России одногодичные программы МВА, дистанционные, все меньше слушателей могут уйти с работы на 2 года ради образования. Эта тенденция соответствует и тем тенденциям на рынке образования, которые установились в ведущих бизнес-школах мира. Студенты делают ставку на модульный, вечерний формат программ МВА или программы выходного дня. Представитель одной из ведущих школ бизнеса, выразила мнение многих представителей российских бизнес-школ, сказав, что сейчас наблюдается не кризис бизнес-образования, а кризис формата обучения и стандартных программ МВА и ЕМВА. Перед всеми школами мира стоит вопрос, что пора менять программы, делая их более гибкими, инновационными, практичными.

И в конце, несколько слов о тех тенденциях, которые наиболее ярко проявляются у зарубежных школ бизнеса. За последние несколько лет сместился акцент в сторону азиатского региона. Практически все ведущие школы бизнеса имеют свои отделения в Китае, Индии или Бразилии. Согласно исследованиям консалтинговой компании Hay Group, уровень доходов топ-менеджеров с дипломом МВА, которые работают в развивающихся странах, сравнялся с уровнем доходов коллег в развитых странах. Далее, глобализация бизнес-школ, которые объединяются в различные альянсы. Например, Лондонская школа бизнеса создала альянс с Колумбийской бизнес-школой. И таких примеров за последний год – десятки. Или другой вариант – создание совместных программ сразу несколькими школами. Хороший пример – программа Trium Executive EMBA, которая находится на 2 месте в мировом рейтинге, – создана французской школой HEC Paris, Лондонской школой экономики, NY Stern University. Еще одна тенденция – появление в верхушке международных рейтингов бизнес-школ новых игроков, которые ранее считались экспертами «игроками запаса», а благодаря различным альянсам и аккредитации Triple Crown, вырвались в лидеры. Эксперты прогнозируют, что программы МВА и ЕМВА станут более гибкими, а сами школы – более мобильными; откровенно слабые программы исчезнут с рынка; более активнее станут использоваться в процессе обучения интернет-технологии. К примеру, Массачусетский технологический институт уже выложил все свои учебные материалы в открытый доступ. На первый план выходят не знания, которые можно найти в Интернете, а личность преподавателя, как лидера. Роль же бизнес-школы становится более консалтинговой.