Политический сдвиг ослабляет привлекательность бизнес-школ для иностранных студентов

«Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу» 
Синди Харрис, прозаик, журналист XX в.

Задать вопрос
7 декабря 2024

Международное разнообразие, которое долгое время было преимуществом европейских бизнес-школ, теперь находится под угрозой из-за политических изменений и ужесточения иммиграционной политики по всему континенту.

Поскольку в группах магистров бизнеса часто бывает до 90% иностранных студентов, эта глобальная привлекательность — возможность учиться вместе с однокурсниками из других стран — отличает европейские школы от их североамериканских и азиатских аналогов. Но недавние репрессии в отношении иностранных студентов в некоторых странах вызывают опасения по поводу глобальной конкурентоспособности европейского бизнес-образования, особенно в условиях роста популярности таких альтернатив, как Индия и Китай.

Особенно сильно пострадала Великобритания, где университеты и бизнес-школы испытывают трудности из-за резкого сокращения числа иностранных аспирантов, которые являются важным источником дохода. Опрос, проведённый в августе Ассоциацией бизнес-школ, показал, что 90% деканов британских университетов сообщили о сокращении числа заявок на поступление в аспирантуру из стран, не входящих в ЕС, по сравнению с прошлым годом, при этом 70% назвали это сокращение «значительным».

Андре Спайсер, декан бизнес-школы Бейес в Лондоне, указывает на запрет в этом году на приезд студентов-аспирантов с членами семьи и повышение порогового значения заработной платы для получения визы квалифицированного работника с 26 200 фунтов стерлингов до 38 700 фунтов стерлингов. Из-за этих изменений компаниям стало дороже нанимать иностранных выпускников, что побудило такие фирмы, как HSBC, Deloitte и KPMG, отозвать предложения о работе.

«Запрет на приезд с семьями сильно затрудняет привлечение студентов MBA», — говорит Спайсер, отмечая, что более высокий порог заработной платы оказал аналогичное «сдерживающее воздействие» на спрос на магистерские программы. Спайсер также отмечает повышение качества бизнес-образования в таких странах, как Китай и Индия, что даёт гражданам больше причин оставаться на родине, а не уезжать за границу. Кроме того, добавляет он, «некоторые из наших студентов были обеспокоены ультраправыми беспорядками, которые произошли летом».

Но, несмотря на эти опасения, многие студенты по-прежнему считают Великобританию привлекательным местом для обучения.

Более строгие иммиграционные правила в Великобритании отражают более широкую тенденцию в Европе. Правительство Нидерландов продвигает планы по ограничению преподавания в университетах на английском языке, ссылаясь на переполненные аудитории и нехватку жилья. Программы бакалавриата на английском языке будут сокращены до трети от общего числа курсов. В то же время Норвегия ввела плату за обучение для иностранных студентов из стран, не входящих в Европейскую экономическую зону, и Швейцарии — заметный сдвиг для страны, которая ранее предлагала бесплатное образование всем.

Франция также ввела в прошлом году реформы, направленные на ужесточение депортаций и установление квот на миграцию, хотя некоторые из них впоследствии были отменены судами.

Недавнее изменение правил во Франции упростило получение права на проживание и поиск работы для членов семей иностранных граждан, а выпускники могут оставаться во Франции до 24 месяцев после окончания учёбы в поисках работы. Тем не менее, Essec расширил свои международные партнёрские отношения и открыл офис по набору студентов в Латинской Америке, чтобы диверсифицировать свою студенческую базу.

По словам Эрика Корнюэля, президента Европейского фонда развития менеджмента в Брюсселе, такой подход характерен для европейских школ. Он отмечает, что школы также инвестируют в цифровые образовательные платформы и открывают кампусы за рубежом, чтобы ориентироваться в меняющейся политической обстановке. Например, Саутгемптонский университет в Великобритании планирует открыть кампус в Индии в следующем году, инвестировав 30 млн фунтов стерлингов в течение следующего десятилетия, чтобы за этот период набрать 5500 студентов.

Эндрю Крисп, консультант по вопросам высшего образования, говорит: «На бизнес-образование влияют государственные программы... Для некоторых учебных заведений решением будет пойти туда, где находятся студенты».

Несмотря на ужесточение риторики по всей Европе, некоторые деканы сохраняют оптимизм. Йоахим Лутц, декан бизнес-школы Мангейма на юго-западе Германии, говорит: «Иммиграционная политика Германии не оказала негативного влияния на международный спрос на наши программы».

Крупнейшая экономика Европы ужесточает иммиграционные правила, отчасти в ответ на рост ультраправых настроений, вводя законодательство, направленное на ускорение депортаций и восстановление пограничного контроля.

Но иностранные студенты по-прежнему получают щедрые рабочие визы после окончания учебы, позволяющие в течение 18 месяцев найти работу.

Европейские школы сталкиваются с более жёстким политическим климатом, но сильные стороны континента — такие как благоприятные возможности трудоустройства после окончания учёбы и культурное разнообразие — по-прежнему привлекают студентов.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.