В 2018 году Фенгру Лин провела пару недель в Вермонте, наслаждаясь своим хобби — производством сыра. Она и не подозревала, как поездка на северо-восток США изменит ее карьеру: через два года она уволилась с работы в Google и стала соучредителем и исполнительным директором TurtleTree, биотехнологической компании, которая занимается производством экологически чистых продуктов питания.
Большинству основателей было бы достаточно начать бизнес с нуля, но в 2020 году и Лин, и Рай приступили к обучению по программе Executive MBA, проводимой совместно Essec во Франции и Мангеймским университетом в Германии.
Они пили кофе и обсуждали извлеченные уроки и то, как их можно применить в бизнесе. Лин изначально хотел производить сыр в Азии. Но в погоне за свежим молоком она обнаружила, что методы ведения сельского хозяйства далеки от лучших практик. Ее моцарелла не растягивалась, как в Вермонте, говорит Лин, и она видела, что в молоке не хватает кальция. «Именно это познакомило меня с продовольственными системами, — говорит она, — насколько они удивительны — способны прокормить миллиарды людей на планете — но также и с некоторыми недостатками, которые мы видим».
Позже в том же году предприниматель Макс Рай выступил с докладом о преобразующих технологиях в офисе Google в Сингапуре, где работала Лин. Это вызвало первоначальный разговор о возможности производства молока в лаборатории. «Мы начали предлагать эту идею ученым, молочным компаниям и представителям различных пищевых компаний», — говорит Лин. «Для нас это была дверь, которая продолжала открываться. Никто не сказал: «Ты сумасшедший», никто не сказал: «Это невозможно». Эта идея превратилась в фокус на лактоферрине, белке в молоке, который, по их словам, полезен для иммунной системы, здоровья кишечника, пищеварения и регуляции железа. Лактоферрин в крошечных количествах содержится в молоке, и его экстракция требует больших ресурсов, поэтому 80% его используется в дорогостоящих продуктах, таких как детские смеси. TurtleTree планирует производить его с использованием методов точной ферментации и сделать его более доступным. К середине 2019 года, по словам Лин, TurtleTree была создана, и ученые, которые теперь работают в компании, сделали свои первые «прорывы» и подали свои первые патенты. Она ушла из Google, а Рай переехала из Калифорнии в Сингапур.
И Лин, и Рай использовали TurtleTree в проектах которые обсуждались в бизнес-школе при совместных занятиях с сокурсниками, что позволило им максимально использовать коллективный разум своих однокурсников. «Мы нашли способ в режиме реального времени привлечь наших слушателей бизнес школы к работе над нашим проектом, помочь решить некоторые из наших проблем в нашей компании», — говорит Рай. «И это была просто замечательная среда, потому что [сокурскники] тоже получили возможность покопаться в стартапе».
Один урок, который усвоили оба основателя, заключался в том, чтобы сосредоточиться на создании ценности с помощью своих технологий. Лин вспоминает, как один профессор сказал: «Изобретение является изобретением только в том случае, если за ним стоит бизнес». Это было «поразительно», говорит она, потому что укрепило представление о том, что люди и планета только выиграют от идей компании, если они извлекут из них пользу. Лин говорит, что опирается на это, когда разговаривает с командой TurtleTree. «Здорово, что у нас есть идея на бумаге. Здорово, что мы можем запустить его в лаборатории. Как мы масштабируем это? Как сделать его доступным для людей? Это то, что создает эффект».
Даже Рай, проработавший 15 лет исполнительным директором ИТ-компании, нашел в этом ценный урок. «Я думал, что [превращение изобретения в инновацию] уже достаточно очевидно», — говорит он. «Но на самом деле это было не так — это гораздо больше, и это оказало на меня самое большое влияние».
Были и другие ощутимые уроки. В рамках финального проекта, вспоминает Лин, профессор изо всех сил пытался понять технологию. «С точки зрения неспециалиста, это был хороший способ подумать о том, что думает конечный потребитель», — говорит Лин, отмечая, что в ответ TurtleTree изменила свои сообщения, чтобы избежать научных и технических терминов.
По словам Лина, на данный момент компания привлекла около 40 млн долларов и насчитывает около 45 сотрудников в Бостоне, Калифорнии и Сингапуре. Ожидается одобрение регулирующих органов в США к середине следующего года, а также в Сингапуре.
Лактоферрин — первый проект, хотя другие находятся в стадии разработки. «Этот продукт производится с использованием прецизионной ферментации, — говорит Лин. «Это технология, с помощью которой мы можем заставить микробы, такие как дрожжи или грибки, поглощать сахар и выкачивать животные белки — как это делает животное — только без необходимости проходить через корову».
Пройти обучение по программе EMBA при построении бизнеса было непросто, и она признательна своей команде руководителей за помощь в этом. «Вы должны создать сильную команду с первого дня», — говорит Рай.
Лин советует предпринимателям, рассматривающим возможность получения EMBA, «решиться на это», а Рай говорит, что создание хорошей команды является ключом к балансу требований курса и ведения бизнеса. «Если вы можете найти вокруг себя нужных людей, вы можете делегировать полномочия», — говорит он. «И если вокруг вас нет нужных людей, возможно, вы что-то делаете не так».