Кризис обнажил проблемы персонала самых различных компаний – недостаток квалифицированных специалистов, способных работать в кризисных условиях, в условиях ограниченного бюджета. По окончании кризиса условия ведения бизнеса поменяются, и уже сейчас компании задумываются о своей конкурентоспособности в новых условиях. И это также предъявляет новые требования к бизнес-школам в 2010 году, чтобы обучение было максимально гибким и адаптированным к новым экономическим условиям, а бизнес школы обучали новым знаниям и новым технологиям.
Согласно опросу посетителей конференции Trainings EXPO 2009: в два раза возросло количество тех компаний, которые предпочитают неаудиторные методы образования: коучинг, стажировки непосредственно на рабочем месте, деловые игры и др. Это более практичные и бюджетные способы обучения. Эта же тенденция будут преобладать и в 2010 году.
Следующая тенденция, отмечаемая экспертами бизнес образования: командное обучение вместо индивидуального. Это уже широко применяется в США, Европе и Австралии, теперь вводится и в России. Также, прогнозируются и перемены в модулях и программах – если в 2009 году самыми популярными были различные антикризисные программы, то в 2010 году будут востребованы, наоборот, программы по выходу из кризиса и по ведению бизнеса в новых условиях. Для топ-менеджеров наиболее интересными будут программы на темы: новая философия бизнеса, новое командопостроение, лидерство. Будет проводиться много тренингов по обучению и управлению персоналом, в том числе, и непосредственно в компаниях, обучение линейных менеджеров, обучение в постоянном личном контакте с сотрудниками, программы по теме «Менеджмент в стиле коучинг».
Кроме названного, в 2010 году будут востребованы стартаперы – специалисты, которые могут запустить с нуля проекты, компании, восстановить бизнес и т.п. Поэтому, в бизнес-школах обучению и подготовке таких специалистов будут уделять большое внимание. Зато в бизнес школах сократятся корпоративный МВА и стратегические программы. Абитуриенты будут более тщательно подходить к выбору бизнес школ, обращая внимание, в первую очередь, на содержание программ обучения.
Не будут востребованы в бизнес школах самые элементарные программы, в которых говорится об азах продаж, маркетинга и т.д. Это уже все знают и постепенно будет осуществляться переход бизнес обучения на более качественный уровень. Учащимся бизнес-школ будут интересны программы, на которых преподаются не конкретные приемы, как действовать, а аналитические модули, на которых будут учить понимать суть различных процессов, происходящих в бизнесе.
Как когда-то сказал Ньютон: «При изучении наук примеры полезнее правил». В этом отношении будут по-прежнему востребованы различные кейсы, как из российской, так и западной бизнес практики. Особенно тщательно будут изучать опыт различных компаний выхода из кризиса. Поэтому, разнообразные case study будут по-прежнему популярны, и в различных электронных библиотеках бизнес школ – кейс МБА на заказ – будет востребован.
Говоря о бизнес образовании в целом, необходимо отметить, что качество образовательных услуг бизнес школ повысится, и между ними возрастет конкуренция. 2010 год будет переходным между кризисом и новым экономическим посткризисным периодом. И эти обстоятельства будут диктовать свои требования и к бизнес программам, и к бизнес школам.