Следующий тренд, на котором стоит остановиться – градация школ. Когда-то одно только слово «бизнес-школа» вызывала у слушателей уважение, теперь же далеко не все школы пользуются популярностью. По-прежнему в чести у студентов: Стокгольмская школа экономики, МШБ Финансового университета, Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ), ИБДА РАНХиГС, Сколково, МИРБИС. А вот другие российские школы бизнеса жалуются на снижение спроса.
Ввиду того, что с начала 2013 года бизнес-школы не могут выдавать государственные дипломы, говоря словами Владимира Година, декана ВШБ ГУУ, школы должны подтверждать свою репутацию получением аккредитаций, как российских, так и международных. Разрабатываемая Национальная система аккредитации бизнес-школ, которая основана на схемах аккредитации международных ассоциаций школ бизнеса, задаст, по мнению экспертов, новую и высокую планку российского бизнес-образования, которой будут соответствовать не все школы.
Особенно востребованными стали те бизнес-школы, которые могут предложить студентам двойной диплом МВА – российский и зарубежный. Компании-работодатели ставят перед топ-менеджерами новые цели, и, в первую очередь, развитие бизнеса по международным направлениям. Маргарита Перепелица, декан Международного Института МШСЭН, полагает, что наметилась новая тенденция – бизнес-школы всего мира стали больше уделять внимания серьезным проблемам современности: этике бизнеса, использованию нематериальных ценностей, увеличению социальной ответственности студентов бизнес-школ.
Стали более востребованы в России одногодичные программы МВА, дистанционные, все меньше слушателей могут уйти с работы на 2 года ради образования. Эта тенденция соответствует и тем тенденциям на рынке образования, которые установились в ведущих бизнес-школах мира. Студенты делают ставку на модульный, вечерний формат программ МВА или программы выходного дня. Представитель одной из ведущих школ бизнеса, выразила мнение многих представителей российских бизнес-школ, сказав, что сейчас наблюдается не кризис бизнес-образования, а кризис формата обучения и стандартных программ МВА и ЕМВА. Перед всеми школами мира стоит вопрос, что пора менять программы, делая их более гибкими, инновационными, практичными.
И в конце, несколько слов о тех тенденциях, которые наиболее ярко проявляются у зарубежных школ бизнеса. За последние несколько лет сместился акцент в сторону азиатского региона. Практически все ведущие школы бизнеса имеют свои отделения в Китае, Индии или Бразилии. Согласно исследованиям консалтинговой компании Hay Group, уровень доходов топ-менеджеров с дипломом МВА, которые работают в развивающихся странах, сравнялся с уровнем доходов коллег в развитых странах. Далее, глобализация бизнес-школ, которые объединяются в различные альянсы. Например, Лондонская школа бизнеса создала альянс с Колумбийской бизнес-школой. И таких примеров за последний год – десятки. Или другой вариант – создание совместных программ сразу несколькими школами. Хороший пример – программа Trium Executive EMBA, которая находится на 2 месте в мировом рейтинге, – создана французской школой HEC Paris, Лондонской школой экономики, NY Stern University. Еще одна тенденция – появление в верхушке международных рейтингов бизнес-школ новых игроков, которые ранее считались экспертами «игроками запаса», а благодаря различным альянсам и аккредитации Triple Crown, вырвались в лидеры. Эксперты прогнозируют, что программы МВА и ЕМВА станут более гибкими, а сами школы – более мобильными; откровенно слабые программы исчезнут с рынка; более активнее станут использоваться в процессе обучения интернет-технологии. К примеру, Массачусетский технологический институт уже выложил все свои учебные материалы в открытый доступ. На первый план выходят не знания, которые можно найти в Интернете, а личность преподавателя, как лидера. Роль же бизнес-школы становится более консалтинговой.