В Ирландии часть сената избирается университетами. Этот пример является очень показательным. Все больше мировых аналитиков говорят о том, что знания и духовность должны играть более серьезную роль в социальной, духовной жизни общества, а также в политике и общественном производстве. И бизнес школы, являющиеся кузницами новых кадров XXI века, должны занимать в этом процессе ведущую роль. Но все новое редко приходит победителем, чаще всего, ему приходится идти по шипам, а не по розам и встречать сильное сопротивление переменам. Так всегда происходило в истории.
Так, в частности, одной из проблем является определение ориентиров для лидеров, которых готовят различные структуры образования. Особенно актуально это для бизнес-школ, которые готовят управленцев самого разного уровня. Принципы бизнес-школ, их этика и культура впоследствии отражается на культуре и принципах организации бизнеса тех компаний, куда приходят работать выпускники бизнес школ. Наиболее правильное направление – бизнес-школа должна по своему духу соответствовать, как по духу, так и культуре, требованиям новой эпохи. Все ведущие экономисты мира говорят о том, что мир после кризиса уже никогда не будет прежним. Он меняется, где-то стремительно, где-то постепенно, но меняется. И мы должны меняться вместе с ним.
Именно кризис вызвал интерес к проблемам корпоративной культуры, этики бизнес-школ и к проблемам лидерства и ответственности. Все чаще стали говорить о низком уровне деловых стандартов, неэтичном поведении, аморальности бизнесменов. Это относится и к западным странам, и в полной мере к России. А ведь именно бизнес школы и университеты обучают, готовят таких бизнесменов, в их стенах они проводят не дни, а годы учебы. Можно вспомнить, как яркий пример, замечательный фильм «Запах женщины», где главный герой – слепой полковник в конце фильма произносит блестящую речь о том, каким должно быть истинное образование будущих лидеров страны. Моральный и этический климат в образовательной среде так же важен, как и интеллектуальный.
Бизнес школы должны формировать настоящих будущих лидеров – обладающих огромной ответственностью, чувством совести и долга, высокими нравственными принципами и гибким умом, открытым для новых знаний. И еще очень важный принцип – любой бизнес-лидер должен быть духовным! Окончив бизнес-школу, он понесет в компанию, которой будет управлять, не только новые знания и технологии, не только новые стили управления, которым можно научиться, но и новую психологию. А для этого, в бизнес школах должна формироваться новая атмосфера. Профессиональная, корпоративная этика становится духовной только тогда, когда руководитель постоянно думает о том, как его поступки отразятся на его сотрудниках и на компании в целом. Ведь даже нынешний кризис, во многом, возник именно по причине безответственности и жадности тех, кто создавал «мыльные пузыри» современной кредитной и финансовой системы. Духовный руководитель видит в каждом работнике, в первую очередь, личность, а уже потом профессионала. И это рождает взаимное уважение, и это лучшая мотивация для сотрудников. Психологи часто говорят, что подчиненные зеркалят своих руководителей – их этические и нравственные принципы, стиль поведения и стиль руководства, манеру общения. И если, как говорили в древнем Риме: «Что дозволено Юпитеру – не дозволено быку», то для руководителя должно быть наоборот: «Что дозволено быку – не дозволено Юпитеру!»
Принципы преемственности должны быть основополагающими для любого учебного заведения, и, в первую очередь, для бизнес школ. Харизматичным лидером в XXI веке учатся быть, используя новые знания. Вильям Критсонис из Луизианского Государственного университета Мак-Низ говорит так: «Быть харизматическим лидером — значит обладать этическими ценностями и развить в себе моральные качества, которые оказывают положительное и благотворное влияние на сообщество. Это значит – сочетать власть с высокими моральными нормами. Современные исследования в области организационной психологии показывают, что при харизматическом лидерстве срабатывает принцип домино, т. е., начавшись с малого, процесс быстро распространяется на окружающих. Это — лучший путь внедрить этику, как постоянно присутствующий в организации фактор».
Вильям Критсонис выделил пять важнейших личностных качеств харизматического лидера, которые должны формировать в своих студентах бизнес-школы:
1. Дух альтруизма – осознание руководителем огромной ответственности перед сотрудниками за благополучие компании, и, в конечном итоге, всего общества. Далее, необходимо предвидеть последствия от любых действий руководителя, как они отразятся на коллективе. Руководитель должен постоянно анализировать свои действия на предмет их полезности, этичности.
2. Умение постоянно поддерживать морально окружающих в жизни и на работе – именно от руководителя зависит, будет ли в коллективе психологически благоприятный климат либо напряженный и конфликтный. Нравственная атмосфера также формируется руководителем, и его моральная поддержка подчиненных играет большую роль в компании. Уважительное отношение к личности подчиненного включает в себя и понимание, насколько та или иная работа соответствует способностям, возможностям подчиненного.
3. Умение прощать – умный руководитель поможет сотруднику с помощью сознательного контроля преодолеть унижение, возмущение. Он не только сам простит такие проявления от сотрудника, но и поможет своим подчиненным преодолеть эмоциональный дискомфорт. Говорят, самое трудное для человека: ответить любовью на ненависть, попросить прощения и принять неприемлемое. Именно умение прощать показывает истинную силу характера, ясность ума и чистоту сердца. Чертой истинного харизматического лидера является максимальное терпение и понимание.
4. Любовь к работе, которая основана на доброжелательности – это христианская ценность в ее лучшем, духовном понимании. Это желание людям добра, вне зависимости от их отношения, даже негативного. Это трудно – преодолевать враждебное, невежественное или равнодушное отношение подчиненных и, несмотря на него, как умелый лоцман, вести компанию вперед – но именно в таком осознанном действии проявляется духовный уровень руководителя. Любовь, основанная на доброте – основа истинной духовности. Лишь духовный лидер компании бывает справедливым и этичным, и внедряет такие же ценности в компании.
5. Интеллектуальная восприимчивость и осмотрительность, а не только профессиональная компетентность – основана не столько на разуме, сколько на интуиции, которая всегда помогает различить добро, которое порой выглядит непрезентабельно по нашим «престижно-гламурным» временам, от зла, которое часто рядится в маску респектабельности и эффектной внешности. Совесть – тонкий советчик, и если руководитель прислушивается к ней, он избежит многих ошибок.
Начинается новая эпоха – эра новых знаний, великих открытий и возвращения людей к духовности, от которой они отошли в последние тысячелетия. Бизнес-школы, равно, как и другие учебные заведения, должны формировать правильное представление о том, какими являются истинные лидеры, чтобы они соответствовали той новой эпохе, в которой им предстоит жить и работать. И если мы привнесем в этот еще несовершенный мир чуть больше гармонии и совершенства, то наше предназначение будет не напрасным.
О духовности и этике бизнес образования
Поделиться ссылкой: