В течение многих лет любой, кто ищет образец для подражания для успешного бизнеса, мог обратиться к миру технологий и финансовых технологий. Такие компании, как Klarna — когда-то самая дорогая частная технологическая компания Европы — получили огромные оценки, а инвесторы вкладывали деньги в их рост.
Но поскольку инфляция быстро растет, а макроэкономическая среда ухудшается, убыточные компании, которые делают упор на простое увеличение числа потребителей, становятся все более уязвимыми. Оценка Klarna упала с 46 миллиардов долларов до менее чем 7 миллиардов долларов в раунде финансирования летом 2022 г.
Эпоха легких денег закончилась, и рост любой ценой больше не является мантрой, которая имеет смысл. Технологические компании, которые будут доминировать в будущем, должны быть построены на устойчивом фундаменте. Необходимость выходить за рамки традиционных способов ведения дел частично отражает тенденции, существовавшие до пандемии, — растущее осознание того, что акцент на простом расширении масштабов деятельности недостаточен. «Традиционно венчурный капитал был направлен на рост доходов», — говорит Налин Патель, ведущий аналитик по Европе, Ближнему Востоку и Африке по частному капиталу в поставщике данных PitchBook.
«Речь шла о расширении до огромных масштабов, чтобы стать исключением и доминировать в отрасли». Эта модель была развернута в технологических компаниях, начиная от платежей и заканчивая доставкой еды и продуктов, где множество предприятий годами сражались друг с другом — конкуренция усилилась из-за пандемии. Но такой подход привел к перенасыщению рынка.
То же самое верно и для популярной формы краткосрочного кредита «купи сейчас, заплати потом». Хотя есть множество игроков с нюансами между их услугами, все они борются за одних и тех же клиентов — и во многих случаях за одно и то же место на страницах оформления заказов розничных продавцов. По словам Патель, ключ к успешным компаниям будущего лежит в инновациях. «Речь идет о том, чтобы сосредоточиться на чем-то уникальном, а не на том, что можно просто вырастить и добавить к более широкому ландшафту». Инвесторы стали все более избегать риска перед лицом растущей инфляции. Даже те группы венчурного капитала, которые когда-то были готовы расстаться со значительными суммами, теперь хотят, чтобы компании доказали, что у них есть путь к прибыльности.
Аман Бехзад, основатель и управляющий партнер финтех-консалтинговой компании Royal Park Partners, говорит, что компании, имеющие наилучшие возможности для будущего успеха, сочетают в себе два атрибута технологий разных поколений. «Во-первых, те, у кого есть твердые основы и долгосрочное видение», — говорит он.
Крупные технологические лидеры, такие как Apple и Microsoft, добились успеха, отдавая приоритет продуктам, которые решают явные проблемы, создавая при этом ценность для своих акционеров в долгосрочной перспективе.
Хорошее отношение к лучшим специалистам и способность проводить изменения в организациях помогает компаниям удерживать лучших людей и продолжать создавать сильные продукты. Он говорит, что технологические компании часто сосредотачиваются на одном из этих аспектов, а не на другом, что приводит либо к решению краткосрочных проблем, либо к устаревшим корпоративным методам работы, но «лучшие компании не должны идти на компромисс».
По словам Бехзада, наиболее многообещающими в этом отношении являются поставщики программного обеспечения и инфраструктуры для бизнеса. Он видит, как такие компании, как британская компания Thought Machine, занимающаяся облачными банковскими услугами, или поставщик смарт-платежных карт Pleo, сочетают долгосрочные основы бизнеса с культурой современных стартапов.
«Узко фокусируясь на лучших в своем классе продуктах и услугах, обеспечивающих ценность для бизнеса, им не нужно гнаться за рыночными тенденциями или интегрировать модные словечки, как это иногда делают другие фирмы их поколения», — добавляет он.
Патель соглашается с тем, что компании B2B в некоторых отношениях лучше подходят для снижения потребительских расходов и роста стоимости жизни во всем мире. «Компании, ориентированные на потребителя, руководствуются расходами, которые могут увеличиваться и уменьшаться в зависимости от состояния экономики и занятости, — говорит он, — в то время как B2B может быть повторяющейся бизнес-моделью».
Видимость не является признаком успеха — важны доход, модель и откуда приходят ваши клиенты. Бизнес-кейсы должны основываться на «здесь и сейчас, а не на удовлетворении потребностей гипотетического рынка, которого еще не существует.