Традиционные программы MBA с очной формой обучения часто требуют значительных затрат времени и денег. Так двухлетняя программа MBA с размещением на территории кампуса Университета может стоить более 150 000 долларов США.
Напротив, базирующаяся в Мадриде платформа цифрового образования thePower Education предлагает полностью онлайн-курс MBA за 999 долларов США, который проводится в виде 15-минутных ежедневных занятий, которые призваны вписаться в плотный график учащихся.
Запущенный в 2017 году, этот сервис входит в волну образовательных провайдеров, предлагающих альтернативу традиционным программам бизнес-школ. «Реальность такова, что немногие люди могут позволить себе прервать свою профессиональную и личную жизнь на два года, чтобы продолжить образование, не только с финансовой точки зрения, но и с учетом карьерного роста, альтернативных издержек и семейных обязанностей», — объясняет Уго Аревало Альварес-Аренас, соучредитель и исполнительный председатель thePower Education.
По его словам, в 2023 году спрос на его курсы вырос на 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Более 120 000 студентов из более чем 100 стран записались на программу PowerMBA, поскольку организация расширила свой портфель программ бизнес-школ.
Здесь также работает технологическая школа, специализирующаяся на искусственном интеллекте. Обучение осуществляется в индивидуальном темпе, а среднее время завершения программы MBA составляет 14 месяцев.
Многие традиционные бизнес-школы уже предлагают цифровые программы: от онлайн-степеней MBA до профессиональных сертификатов и курсов обучения руководителей. Но появился целый ряд альтернатив.
Компания Abilitie, основанная в 2015 году, предлагает 12-недельную онлайн-программу MBA, а также виртуальные программы развития лидерства. В прошлом году техасская компания в области образовательных технологий привлекла 35 000 учащихся, в результате чего общее число учащихся по всему миру достигло 100 000.
Корпоративные подписки обеспечили 95 процентов роста доходов, при этом такие компании, как Coca-Cola, Marriott и Southwest Airlines, включили части MBA Abilitie в свои собственные программы обучения.
Напротив, число людей, зарегистрировавшихся напрямую, остается ниже. «По-прежнему отсутствует понимание того, что на самом деле представляет собой альтернативный MBA», — говорит исполнительный директор Бьорн Биллхардт. «Мы находимся в начале прояснения этого вопроса».
Тем не менее, по его словам, необходимость в этих программах существует, учитывая, что традиционные программы MBA обслуживают лишь небольшую группу менеджеров со значительными ресурсами, а для остальных остается огромный пробел в обучении.
По этой причине Биллхардт считает, что новые участники, такие как Abilitie, не представляют особой угрозы для традиционных бизнес-школ. «Только в США 16 миллионов менеджеров и только 2,8 миллиона имеют степень в области бизнеса», — отмечает он, ссылаясь на данные переписи населения 2021 года. «Мы нацелены на совершенно недостаточно обслуживаемый рынок: людей, которые даже не рассматривают возможность получения традиционного MBA. »
Одной из ключевых движущих сил популярности альтернативных программ MBA является переход к «обучению на протяжении всей жизни», что бросает вызов представлению о бизнес-образовании как разовом мероприятии.
В наши дни ожидается, что профессионалы будут обновлять и расширять свои навыки на протяжении всей своей карьеры. Онлайн-курсы предоставляют удобный и эффективный способ повышения квалификации или переподготовки без затрат времени и финансовых средств, как при получении традиционной степени.
В прошлом году опросили 1100 работодателей по всему миру, каких поставщиков они бы использовали для непрерывного обучения и обучения руководителей. Бизнес-школы оказались на шестом месте после поставщиков онлайн-обучения, компаний по профессиональному обучению и консалтинговых фирм.
«Некоторые работодатели считают бизнес-школы слишком дорогими, но более значимой является группа, которая считает, что они слишком теоретичны и недостаточно осведомлены о реальных бизнес-задачах», — говорит Эндрю Крисп, владелец CarringtonCrisp. «Тем не менее, у бизнес-школ есть преимущества, которых нет у частных онлайн-провайдеров — такие активы, как академические исследования и широта знаний».
Бизнес-школы не слишком обеспокоены этим. Кэролин Гернер, заведующая факультетом обучения руководителей Школы бизнеса Келли при Университете Индианы, подчеркивает разницу между приобретением знаний и развитием навыков, предполагая, что традиционные академические учреждения больше внимания уделяют навыкам критического мышления, а не просто механическому обучению. «У этих неакадемических программ есть варианты использования, но студенты не обязательно учатся обдумывать проблемы, с которыми они сталкиваются», — утверждает она.
Гёрнер признает необходимость быть в курсе других предложений рынка, но настаивает на том, что развитие программы в первую очередь обусловлено потребностями студентов, а не конкуренцией со стороны цифровых платформ.
Школа разрабатывает онлайн-программы по бизнес-аналитике и финансам, которые позволяют студентам начать с онлайн-квалификации и при желании применить традиционный формат обучения для получения полной степени магистра, что дает им большую гибкость.
Мартин Родригес Джуго, генеральный менеджер по непрерывному цифровому обучению в бизнес-школе IE и Университете IE, также отмечает растущий интерес к более коротким онлайн-программам, предлагающим конкретные навыки, поскольку профессионалы стремятся адаптироваться к цифровой эпохе.
IE отреагировал запуском более коротких бизнес-программ с меньшим количеством синхронных или «живых» компонентов, предназначенных для предоставления целевых и практических навыков, которые профессионалы могут немедленно применить в своей работе.
Школа использует аналитику обучения, моделирование, мультимедийные кейсы и персонализированную обратную связь для повышения качества обучения. Но, в конечном счете, Родригес Юго видит в соперничестве с новыми онлайн-платформами источник вдохновения для совершенствования.
«Конкуренция стимулирует инновации», — говорит он. «Чем больше у нас конкуренция, тем лучше становятся предложения для студентов».