По словам профессора Беннедсена (Insead), многие предприниматели до сих пор не верят, что их семьям нужно бизнес-образование, но добавляет: «По мере роста этих компаний возникает потребность в профессиональном менеджменте. Это то, чему нельзя научиться у семьи».
Бизнес-школы в Европе сосредотачивают свое внимание на семейных предприятиях, которые составляют 60 процентов компаний региона — от малых предприятий до транснациональных корпораций, таких как Exor, инвестиционная компания, принадлежащая итальянской семье Аньелли, и немецкий Volkswagen, производитель автомобилей, контролируемый семьи Порше и Пиех.
По мере масштабирования этих компаний возникает необходимость повышения профессионализма менеджмента и руководства. Мортен Беннедсен, отмечает, что исследования семейного бизнеса стали академической областью только в 1980-х годах. «Бизнес-школы традиционно не фокусировались на семейных фирмах. Но это меняется по мере роста осведомленности», — говорит он.
Около 10% из 1000 студентов MBA, которые ежегодно поступают в Insead, работают в семейных компаниях. Как правило, это наследники, в то время как нынешние владельцы проходят курсы для руководителей, чтобы справиться с трудностями сохранения семейного наследия.
Иногда говорят, что семейные предприятия особенно устойчивы во время кризисов, но результаты исследования неубедительны.
Профессора из Grenoble Ecole de Management (Франция) обнаружили, что во время пандемии такие предприятия сообщали о значительно больших финансовых потерях, чем другие. Они говорят, что первоначальный стабилизирующий эффект участия семьи может превратиться в ответственность по мере развития кризиса, поскольку бремя ответственности разжигает семейный конфликт.
Глава Центра семейного бизнеса Edhec в Лилле (Франция), отмечает, что только 30% семейных предприятий доживают до второго поколения, при этом показатель выживаемости резко падает с каждым последующим поколением.
Ожидается, что крупнейшая передача богатства за всю историю наблюдений произойдет в ближайшее десятилетие, когда бэби-бумеры уйдут на пенсию. В Европе к 2030 году перейдут из рук в руки не менее 3,2 трлн долларов, а во многих европейских странах за последнее десятилетие число руководителей семейных предприятий старше 70 лет росло.
Молодые наследники бизнеса часто сталкиваются с проблемой передачи бизнеса, и им нужны компетенции которые они могут получить в бизнес-школах, чтобы вести и сохранить семейный бизнес.