Многие поступающие на программу MBA не испытывают большого энтузиазма по поводу вступительных экзаменов, причем, порой достаточно сложных.
Некоторые тесты зависят от страны, например, общий вступительный тест (Common Admission Test) в Индии или Tage Mage во Франции. Другие тесты имеют международный охват, в том числе экзамены для выпускников США. Одним из наиболее распространенных является вступительный тест Graduate Management Admission Test (GMAT), который оценивает способности, а не знания, путем проверки количественных и вербальных, навыков, а также уровня критического мышления и логики.
GMAT требует дополнительного времени и затрат на подготовку — от регистрационных сборов до, в некоторых случаях, репетиторства. Тем не менее, результаты этого теста помогают предоставить школам стандартизированный контрольный показатель, особенно для иностранных студентов из систем, с которыми сотрудники приемной комиссии могут быть менее знакомы.
Мишель Систо, заместитель декана в бизнес-школе Edhec во Франции, говорит: «Мы рассматриваем GMAT как символ приверженности». Сангит Чоуфла, бывший глава GMAC, который проводит GMAT, говорит, что одним из преимуществ экзамена является то, что учащиеся могут проверить свои способности. «Это валидный показатель успеваемости, поэтому им полезно измерять собственную готовность. Поступление в бизнес-школу — это значительные инвестиции, поэтому ваш результат может рассказать вам о вашем опыте и о том, насколько вам будет комфортно».
Принятие решения о сдаче теста является одним из первых шагов для абитуриентов. Систо подчеркивает важность изучения характеристик различных бизнес-школ и их программ, читая и разговаривая с выпускниками. Она предупреждает, что некоторые учебные заведения или отдельные курсы не аккредитованы национальными органами образования, что, например, ограничивает возможности иностранных абитуриентов получить рабочую визу и остаться в принимающей стране после окончания учебы. Как и ее сверстники в других школах, она говорит, что в письмах-заявках (essay) и на собеседованиях кандидаты должны четко излагать свои мотивы обучения и свои карьерные планы, а также быть готовыми подкрепить заявления идеями и примерами.
«Очень распространенная ошибка — это попытка сказать то, что, по вашему мнению, хочет услышать интервьюер, а не то, что вы на самом деле думаете», — предупреждает она. Сиара Саттон, директор программы магистра международного бизнеса в Стокгольмской школе экономики (SSE), предупреждает, что слишком совершенная или слишком общая заявка может «привести к тому, что соискатель не раскроет в достаточной мере свою индивидуальность. Нам нужно увидеть, чем кандидат отличается от своих сверстников и что он принесет группе». «Наличие сильного желания присоединиться к нашей конкретной программе необходимо продемонстрировать, показав, что заявитель ознакомился с тем, что мы предлагаем, поговорил с нынешними студентами или выпускниками и активно выбрал нашу программу», — добавляет она.
Филипа Луз, руководитель отдела маркетинга Лиссабонской школы бизнеса и экономики Nova, говорит: «Нам нужны абитуриенты, которые имеют разные взгляды и взгляды на свою будущую жизнь: мы ищем тех студентов, которые хотят изменить мир, изменить мир к лучшему, быть будущими лидерами». Хотя Covid-19 ускорил тенденцию к сокращению личных собеседований, особенно для абитуриентов из отдаленных мест, некоторые школы все еще используют их.
Если Zoom снизил риск того, что слабое рукопожатие оставит плохое впечатление, онлайн-собеседования содержат другие подводные камни. Систо советует кандидатам проводить пробные собеседования. «Тренируйтесь! Смотрите в камеру, а не на экран, сидите прямо и убедитесь, что передний план более привлекателен, чем задний план, где вы находитесь», — говорит она.
Эндрю Китинг —профессор, курирующий степень магистра в области международного менеджмента в UCD Michael Smurfit Graduate Business School «Нам нужны критические размышления, — говорит он. «Приведите пример того, как и почему вам что-то удалось; и что вы узнали, когда потерпели неудачу, и как вы подошли бы к этому снова. Если вы сказали, что хотите работать в сфере технологий, объясните, чем конкретно вы будете заниматься; или приведите в пример компанию и объясните, почему она добилась успеха, чтобы показать, что вы способны анализировать».
Внешний вид также имеет значение, даже в Интернете. «Не появляйтесь в футболке и шортах, — говорит Китинг. «Вы не должны быть в костюме и в ботинках, но, по крайней мере, должны быть умными. Вы должны смотреть в глаза тому, кто задает вам вопрос, а также помнить о других в комнате».
Зрительный контакт не просто демонстрирует уверенность. Это также может помочь сосредоточиться на том, что ищут интервьюеры. «Часто кандидаты не слушают вопрос, нервничают и начинают что-то болтать не по теме — говорит он. «Слушайте, о чем вас спрашивают».